четверг, 23 марта 2017 г.

На лыжах в Нордмарке


Давно хотел проверить популярную практику - спокойно, в кайф, покататься на следующий день после гонки. В эту поездку решил попробовать. После Бирки просматривалось 2 варианта - Лиллехаммер/Шюшен и Осло. Шюшен в принципе ориентирован на группы, одиночке найти жилье сложно. В Лиллехаммере попроще, например, на airbnb был вариант на юго-восточной окраине, от которой, судя по карте, можно было встать на лыжи. Но на нужный день было занято.
Осло так Осло. Как известно, непосредственно к северной границе города примыкает огромной лес, скорее, лесопарк, плавно становящийся всё более диким, если двигаться на север. Называется этот массив Nordmarka. На краю западной части находится всем известный Холменколлен.
Нордмарка пронизан обширной сетью лыжных, велосипедных, пешеходных маршрутов, хижин разной степени доступности. Есть и озера. Фантастический рекреационный ресурс.
Вот карта трасс. Скриншот по состоянию на утро 24.03.2017, кликабельно:

Цвет определяет, как давно трасса готовилась (в 1-ю очередь интерес представляют зеленые, желтые и оранжевые трассы), слева можно задать фильтр на возможность двигаться коньковым ходом, на наличие парковок, разного рода сервиса. Как можно видеть, даже сейчас достаточно много трасс зеленого цвета, т.е. подготовленных сегодня. Весной это особенно важно, т.к. без регулярной подготовки ратраком коньковая часть превращается в бугристую жесткую поверхность.
Как добраться до трасс общественным транспортом. Изучив схему метро и сопоставив с картой трасс, определились 2 оптимальных, на мой взгляд, варианта - конечные станции Frognerseteren (Holmenkollen на той же ветке) и Sognsvann. До 1-й от центра далековато, да и проводимый в тот же уикенд финальный ЭКМ по биатлону не вызывал желания пользоваться этой линией метро. Так что поехал я напрямик на север, на Sognsvann, ехать минут 20. Тогда я еще питал надежду, что трасса вдоль озера не должна быть пересеченной и получится ненапряженное катание. Как же я ошибался..
Разовый билет на 1 час на все виды транспорта в пределах города (зона 1) стоит 33 кроны, его можно купить в автомате на станции и активировать на специальной стойке. Билет на сутки - 90 крон.
Итак, еду. Замеченные в вагоне лыжники вселяют оптимизм. Станция Sognsvann, как можно догадаться, находится недалеко от одноименного озера на краю леса. Известный центр спортивной науки Olympiatoppen, находится здесь же. Следуя за местным лыжником коротким путем попадаю на лыжную трассу, идти минут 5-7.
Надо сказать, такого лыжного коммунизма, как в лыжном центре в Лахти - общедоступные бесплатные раздевалки, душ, сауна - в Осло нет, нет и за плату, я специально списывался с Холменколленом. Возможно, какие-то клубные или студенческие помещения и есть, но не нагуглились. Как правило, норвежцы едут к трассам на машинах, которые служат камерами хранения. Если на общественном транспорте, как я или мои попутчики, берут разнокалиберные рюкзаки/чки для теплых вещей, перекуса, а то и целого пикника. Я обошелся 20л гоночным рюкзаком.
Трасса оказалась жесткая, с проплешинами. Поехал, коньком. Метров через 100 начался подъем. Подъемище! Длинный, в несколько крутых "ступенек". Очень скоро стали одолевать тоскливые мысли о неминуемом обратном спуске.
Тем временем выяснились некоторые неожиданные подробности.
1. На трассах нет "правильного" направления движения, они все двунаправленные! На крутых участках выглядит это примерно так. Лыжня слева, лыжня справа, спусковая половина коньковой ширины заплужена чуть не до льда, сбитый при этом сыпун попадает на подъемную. Трассы в целом не очень широкие :) И поднимаясь коньком, не забывайте посекундно сканировать верхнюю полусферу.. Кричать здесь не принято, однажды, чуть зазевавшись, услышал наверху только сдавленный стон-выдох, успели разъехаться.
2. Перекрестки. Их великое множество, с указателями. К слову, я довольно быстро забыл большую часть опорных точек и ехал просто там, где лучше подготовлено под конек. Так вот, на перекресток запросто может вылететь кто-то с закрытого спуска и это не должно застать вас врасплох!
3. Об этом можно было бы и не упоминать - 99% едут классикой. Лыжники очень разной степени подготовки, на насечках или мази, пешком или весьма бодрым скользящим шагом - но строго классикой! Коньком проехало пара местных (?), просвистели двое молодых ребят в форме сборной Германии и один - Украины. А передвигаться даблполингом по этому рельефу не придет в голову и Сунбю.
Да, о рельефе. Он весьма нескучен :) Есть и пологие участки, но мне как-то больше попадались такие вот длинные ступенчатые подъемы. На любой вкус.
В целом Нордмарка расположен выше уровня города, это обеспечивает долгий снежный период, а также означает, что вход в лес - всегда подъем :)
По пути попадались какие-то кафешки, горнолыжный комплекс.

О детских санях типа боба, пристегиваемых на пояс лыжника, знают, вероятно, многие.
Но я никогда не видел, чтобы с ними спускались с насколько крутого, хоть и короткого, спуска. Думаю, малыш был в полном восторге.
Попадалась разметка 5 Mila - вероятно, следы подготовки олдскульного Холменколленского марафона в 2 круга, который хотели провести Окланды год назад, видел древний указатель на старый 16+ км круг этого марафона, когда он проводился в 3 круга. Довольно узко, под классику и давно не готовился.

Покатавшись, как пьяный шмель, по всем попадавшимся коньковым трассам, вдруг замечаю указатель Nordmarka Kappellan (как-то так). К сожалению, это оказалась реально лесная изба-часовня с березовым крестом на стене, а не знаменитая со шпилем рядом с Холменколленским гоночным кругом.


На спуске от этой капеллы произошло печальное происшествие. Я нагнал пару туристок, которые начали преодолевать спуск. По очереди, в жестком плуге. Одна поехала, вторая ждет сигнала. У меня терпения не хватает, надеюсь обогнать на спуске. Догоняю, выхожу на встречку на сыпун и, как последний чайник, падаю и ломаю палку. Дальнейшую программу пришлось свернуть и двинуться к точке старта.
Как упоминал ранее, предстоял нехилый ступенчатый спуск, с поворотами. Знай я трассу, может и проехал бы нормально, а так пришлось постоянно плужить почти по льду. В какой-то момент стало жалко лыжи и метров 50 до поворота спустился пешком :( Мимо пролетело трое местных и не думая подтормаживать!
В общем, поговорка о том, что норвежец рождается с лыжами на ногах, похоже, недалека от истины. Смелость, отличное владение лыжами производят впечатление.

Будете в Осло зимой или в марте - лучше покатайтесь на лыжах. Сам город впечатления не производит.



Комментариев нет:

Отправить комментарий