суббота, 7 января 2017 г.

История штайншлифта

Фото - knutnystad.no

Черт, как же они летят!
Бьорн Дэли и Вегард Ульванг участвовали в пробной гонке в Йеллоустонском национальном парке в декабре 1989г. Лыжи Бьорна были невероятно быстры на свежем снегу и он выиграл гонку. Дэли и Терье Лангли бежали на лыжах с штайншлифтом (далее ШШ) и привезли 3-му призеру 2 минуты отрыва.
Лыжи с ШШ не были новинкой. Кнейсл без особого успеха экспериментировал с ШШ в начале 1980-х. В сезоне 1980-1981 Терье Улаву Сейму попалась пара финских  Карху с плоским заводским ШШ. Согласно инструкции следовало провести дополнительную обработку скользящей поверхности стальной циклей. Часто скользящая поверхность бывает настолько ворсистой, что требует дополнительной обработки. Но эти Карху и так выглядели отлично и Терье не стал трогать их циклей.
По сравнению с другими они скользили как сумасшедшие. Никто не видел перспектив ШШ для улучшения скольжения, кроме Сейма. Вероятно, эти Карху были первые в мире ШШ-лыжи, к которым можно было относиться серьезно.
На этой паре Сейма Карху случайно нанесла такую структуру, которая работала во всех условиях [возможно, дело было не в ШШ, а в самих лыжах..]. Производители шлифовали скользящую поверхность пластиковых лыж, но делали это бессистемно. Сейму никогда более не попадались столь удачные Карху, нециклеванная пара Атомик работала очень плохо. Он стал понимать, как надо делать ШШ, но не имел доступа к ШШ-машине. Несколькими годами позднее, независимо от Сейма, идея ШШ получила новый толчок.
Улав Стувесет из Хокксунда увлекался подготовкой лыж и имел некоторый опыт работы с горными лыжами. С появлением конькового хода теоретически принципы подготовки горных и равнинных лыж должны были стать одинаковыми. Исходя из этой посылки, Стувесет в 1985г купил за 200000 крон австрийскую ШШ-машину для подготовки горных лыж.
Однако, принципы ШШ для горных лыж не подходили для лыж равнинных. Однажды Стувесет, наконец, догадался в чем дело и взялся за работу. Для проверки теории пришлось построить новую ШШ-машину. Вскоре работа увенчалась успехом, был подобран удачный ШШ и отшлифованные лыжи поехали. ШШ был и прост, и сложен. Алмазный резец задавал образец структуры, который потом тиражировался на всей лыже. Таким образом, довольно просто структура наносилась на скользящую поверхность.
Стувесет жил недалеко от лыжников сборной команды Гейра и Тура Хокона Холте и сделал ШШ на некоторые их лыжи. Братья заметили эффект от ШШ, но не рискнули шлифовать свои лучшие пары. Решились они только через год и стали, вероятно, единственными, кто на это пошел. Тур Хокон был на контракте с Фишер и получил категорический запрет на ШШ от представителя Фишер в Норвегии Одда Мартинсена поскольку, по слухам, ШШ портит скользящую поверхностью. Чтобы не показывать свои ШШ-лыжи представителям Фишер, лыжнику пришлось самому готовить лыжи к гонкам Кубка Мира.
Он брал ШШ-лыжи на ЧМ в Оберсдорф в 1987г, но не бежал на них. Чемпионат запомнился появлением нового итальянского чудо-порошка для скольжения, Cera F. Возможно, это отвлекло внимание норвежцев от потенциала ШШ.
Улав Стувесен же продолжал свои тайные исследования. Чем он занимался в комнате с ШШ-машиной толком не знал никто.
В 1989г Терье Улав Сейм стал профессиональным смазчиком в Норвежском лыжном союзе. Он понимал, что для прорыва норвежской сборной нужно придумать что-то радикально новое. После "пластиковой" революции смазчики и так проводили огромное количество времени в поисках лучших вариантов и резервов времени здесь просто не было. Воспоминание о чудесной паре Карху было свежо и Сейм обратился к Стувесету. Лыжи с ШШ в то время системно в сборной не использовали, а Стувесет накопил немало находок, работая в своей неофициальной мастерской. Этот опыт требовал проверки на практике, тестов.
Сейм твердо верил в ШШ. Когда он предложил нанести машинные структуры членам сборной команды в 1989г, заинтересованность проявили Бьорн Дэли и Терье Лангли.
Кое-что пояснилось, когда ШШ отлично отработал на тестовой гонке в Йеллоустоне, когда выиграл Дэли. Свежий снег на трассе быстро прикатали до глянца и эти условия идеально подходили тому варианту ШШ. Пары на гонку были выбраны случайным образом и, возможно, другие пары не имели бы такого преимущества.
После убедительной победы Дэли парни были полны энтузиазма. Они позвонили Сейму, который ехал в Солт-Лэйк-Сити для подготовки к гонке Кубка Мира - "Шлифуй всё!". "Спокойнее, ребята, нужно больше тестов и знаний" - предостерег Сейм.
С этого момента ШШ стал тайным и очень эффективным оружием норвежской сборной. Едва ли какая-нибудь гонка КМ была выиграна норвежцами на лыжах без ШШ.
Лыжной индустрии не хватало знаний в этой области, да и все основные игроки не очень интересовались этой темой. Фишер уделил немного внимания. Их шеф смазчиков, Герхард Таллер, очень гордился своей ручной накаткой. Сервисные службы национальных команд еще не были так организованы и многочисленны, как сейчас. Фишер делал большую часть работы по подготовке лыж для Бьорна и Вегарда и парни едва решились отдать свои пары с ШШ под накатку Таллера. Машинная структура не остался незамеченной и вызвала массу неудобных вопросов.
Весной 1990г Сейм обратился к Бьорге Стенсболу из Olympiatoppen с предложением о сотрудничестве. Презентация Сейма вызвала положительную реакцию, результатом чего стал так называемый ШШ-проект. Стенсбол открыл финансирование Стувесету, а Сейм получил полную свободу в экспериментах и тестах.
Норвегия долго сохраняла в тайне новую технологию, которая быстро сказалась на результатах. Норвежский прорыв всерьез начался на ЧМ в Валь-ди-Фиемме в 1991г, на котором норвежцы выступили отлично. Когда Ойвинд Сканес бежал 1-й этап эстафеты, на ТВ-картинке было видно, что он сидел на спуске первым и никто не мог его накатить. Разумеется, Ойвинд был в отличной форме, но разница в скольжении была такова, будто это бежит Оддвар Бро в топ-форме. То же самое повторилось на ОИ в Альбервилле в 1992г, норвежцы также имели большое преимущество на спусках. В гонке на 50км Бьорн Дэли пролетел мимо шведа Торгни Могрена так, будто тот был на деревянных лыжах. "Бедняга Торгни" - подумал Бьорн, они использовали лыжи одной марки, но лыжи шведа были без ШШ.
Естественно, иностранцы почувствовали, что тут что-то не так, и по лыжному сообществу поползли слухи. Перед ЧМ 1993г в Фалуне тайна перестала быть тайной. Но форы в 3 года норвежцам хватило на несколько лет.

Источник - Tohr Gotaas, книга Først I løypa, глава Steinslipte ski

Комментариев нет:

Отправить комментарий