вторник, 29 марта 2016 г.

Milsluker'n о Бирке-2016

Milsluker'n - известный норвежский спортивный магазин с лыжным сервисом на самом высоком уровне. Штайншлифт там делают многие гонщики элиты.
Небольшой комментарий о прошедшей Бирке из блога Milsluker'n.
IMG_0711
Лидеры в финишном створе - Шюр Рёте, Андерс Окланд, Йон Кристиан Даль, Петтер Элиассен


Наши структуры опять на подиуме, Skinstad выигрывает пятничную Бирку на лыжах no wax, 86-летний участник проезжает гонку на руках - вот некоторые новости нынешней Бирки.
Лыжные выходные начались с эффектной PR-акции в пятницу. Petter Soleng Skin(stad) [обыгрывается норвежское название лыж с ворсом - skinski] выиграл пятничную Бирку с хорошим результатом 2:43.55. Петтер - сильный гонщик и пробежал бы быстрее на обычных лыжах со смазкой. Но он выбрал другие лыжи и продемонстрировал их возможности. Многим придется признать, что эти лыжи хороши как минимум для тренировок. Петтер, судя по сообщению langrenn.com, бежал на Salomon RC Skin с черной вставкой. Мы писали об этих лыжах ранее [возможно, переведу].

В очередной раз призеры используют наши структуры. Гонку за гонкой мы видим, что гонщики выбирают наши структуры и побеждают. В этот раз - Йон Кристиан Даль из Team United Bakeries. Также приятно, что наш лыжный эксперт, Аслак Берглунд, является также ответственным в United Bakeries за подбор лыж, структур и тестирование лыж. Он рассказывал, как удовлетворенно наблюдал за тем, как Даль уезжает от остальных на спуске от Шюшена. В этом как и прошлом году Васа и Бирка были выиграны на структурах Milsluker. Даль и Петтер Элиассен, занявший 3-е место, бежали на "белой" структуре (-1+1).

Гуннар Тронсмоен одержал больше всех побед в своих возрастных группах на Бирке. В этом году он проехал Бирку на руках в 86 лет. То, что это по силам 86-летнему, дает надежду остальным. Те, кто как следует подготовился и проехал нынешнюю Бирку на руках избежали мороки с выбором смазки. Сегодня на теме даблполинга сосредоточено внимание многих. Fischer выпускает специальные лыжи, Alpina - ботинки, лыжники экспериментируют с длиной палок. В прошлом году много обсуждали победу Йердалена на Марчалонге с коньковыми палками. В этом году Элиассен бежал с палками длиной 172.5см (на 10см ниже его роста).
Новичок, решивший освоить даблполинг, должен хорошо поработать летом. И тренироваться на роллерах до самого начала лыжного сезона.

Бирка-2016 была такой, какой она часто бывает. Большое преимущество первых стартовых групп, трудные условия для смазки. Если у кого-то гонка не сложилась, не забывайте - через год будет новая гонка.

Ole Christian Fagerly, Misluker'n sport

суббота, 26 марта 2016 г.

Можно ли проехать Бирку без палок?

55-летний норвежец Кнут Энгебретсен на только что прошедшей Бирке доказал - можно! Более того, он заехал в "рюмки" - просто фантастика.
Кнут Энгебретсен на дистанции. Фото: Marathon Photos

На банкете после отличного выступления на прошлогодней Бирке Кнут пообещал, что через год он пробежит ее без палок. И слово сдержал.
- Не подумайте, что я брюзга и хочу повернуть время вспять. Эта затея больше для фана. С моей точки зрения, даблполинг на лыжах без мази никогда не станет народным спортом. Простые участники Бирки не должны забывать, как толкаться ногами, заявил он корреспонденту DN.
Энгебретсен, менеджер по полупогружными платформами в Aker Solutions, хорошо известен среди норвежских любителей - в прошлом году он стал победителем в своей группе 55-59 лет с результатом 2:42.49. Это всего на минуту хуже, чем время Терезе Йохауг.

В этом году охота за рекордом не стояла в программе. Кнут действительно бежал без палок и показал время 3:48.20, уложившись в "рюмочный" норматив.
- Несколько раз я был на грани отказа от своей затеи, но каждый раз смог заставить себя не отступить. Хороший толчок ногой не должен уйти в прошлое.

Причиной сенсационного решения Кнута стала дискуссия о буме даблполинга в лыжном клубе Overtoppen после прошлогодней гонки. Которую, как известно, выиграл Петтер Элиассен на чистых лыжах, обыграв Мартина Йонсруда Сундбю, который бежал с мазью держания.
- Я заявил, что не хочу участвовать в этой истерии и в следующем году пробегу без палок. Так что пришлось выполнять обещание, смеется Кнут.

Первая тренировка без палок в рождественские каникулы закончилась растяжением связок на ноге. Пришлось три недели тренироваться коньковым ходом, прежде чем он смог снова вернуться к классике. До Бирки Кнут накатал на тренировках примерно 150-200км без палок. Дело шло лучше, чем он предполагал.
- Я думал больше о том, чтобы доехать в принципе. Но результаты тренировок превзошли ожидания и я стал мечтать о выполнении рюмочного норматива.
Он бежал без палок, в полном контрасте с остальными лыжниками, но соревновательный инстинкт никуда не делся.
- На спуске к Кварстаду со слабым градиентом невозможно было толкнуться ногой и я пропустил много лыжников, работавшими палками. Это было ужасно.

По ходу гонки Кнута активно поддерживали как зрители, так и соперники. Но до старта его окружение было настроено скептически.
- Отец считал мою затею полным идиотизмом, а брат опасался, не получу ли я травму. При передвижении без палок большая нагрузка ложится на поясницу, но меня больше беспокоили ноги. Поэтому я постарался технично пойти со старта и избежать отдачи при толчке.

Кнут был очень доволен собой на финише, победно вскинув руки над головой. Его организм перенес это испытание легче, чем он мог предположить.
- Многие потом говорили, что видели меня далеко впереди, но никак не могли понять, что происходит.
- Это первый и последний раз?
- Да.

Источник - Nils Christian Mangelrød, DN.no

понедельник, 21 марта 2016 г.

Моя Бирка-2016

Накопилось материала для перевода, всё будет, но сейчас - свежий авторский материал по теме блога.

Это моя 3-я Бирка, не считая отмененной в 2014г. Первые 2 были неудачными - ошибки в смазке, в тактике, отмена посевных гонок.. В общем, 4:04 в 2010 и 4:13 в 2012, до рюмки - как до Луны, противное осознание нереализованных возможностей. Да еще отмена в 2014..
Но Бирка-2015 - на мой взгляд, одна из самых зрелищных спортивных трансляций в истории, ее я смотрел раз 20 - дала новый импульс. Я сделал окончательную ставку в соревнованиях на даблполинг. Тренировал этот ход и раньше, но теперь все серьезно. Хорошо поработал на роллерах в межсезонье и когда, наконец, в Москве выпал снег, стал тестировать на тренировочном кругу со средним рельефом разные варианты хода - и раз за разом даблполинг был быстрее. Для моего умения смазчика, владения обоими ходами - результат таков.
Пошли классические гонки этого сезона в Битце - 10км, 50км. Форма растет, марафон (МВТУ) оказался моим лучшим в истории. Довольно неожиданно (инициативу проявила жена, не каждый год становящаяся на лыжи!) в начале марта съездил с семьей на неделю в Лахти, благо с погодой повезло и снега было много. Сбором это назвать нельзя, надо было и с семьей покататься, но пару контрольных тренировок по рельефу КМ сделал. И утвердился в мысли, что Бирку я еду без мази. Т.е. эффект этой поездки во многом оказался ментальным.
Ставка была высока, в 1-й раз в жизни отдал лыжи на подготовку на сторону, в skiwax.ru. Основу не знаю, порошок - смесь Briko Med/Hot, крупная накатка. Температура ожидалась от -3 на старте, до +2 на финише, влажность 70-85%. Очень хотелось избежать сбора клистера из лыжни. Забегая вперед скажу, что лыжи отработали отлично и, что самое удивительное, совершенно не набрали грязи. Спасибо Федору.
План поездки отличался от моего обычного только в одном - решил заночевать после гонки в Осло, погулять по городу и поздно вечером улететь в Москву.
За 2-3 недели до гонки организаторы сообщают, что больница, где я дважды останавливался в Рене, отказалась давать помещения под ночлежку и вместо этого предложили старое здание старшей школы. Главный минус - помещения (классы) большие, соответственно, шумновато. Здесь стоит упомянуть, что по результатам Тролль-марафона я оказался в 6-й стартовой группе и вставать мне предстояло пораньше, чем большинству соседей. Ладно, лишняя таблетка снотворного проблему решила. Но на будущее надо бы поискать другое место.
Утром все по графику, за 30мин до старта я уже в своей стартовой зоне, скромно положил лыжи в 4-й ряд - сейчас тягун 8км, как он поедется - не имею понятия, не хочется тормозить коллег.
Стартовали. На первых 2-3 пологих км неожиданно выезжаю в головку группы, но потом градиент растет, я немного откатываюсь. В целом стартовый подъем к Скрамстадсетре, ужасающе выглядящий на профиле, довольно ровный, средний градиент примерно 4%, едется вполне нормально. Но медленнее, чем я запланировал! Как позже выяснилось, гонка в целом оказалась медленной и после этого подъема я выигрывал у "рюмки" 3мин.
На обочинах появляются перемазывающиеся. Грех радоваться чужим проблемам, но чем сложнее смазка, тем у меня больше шансов попасть в заветные первые 25% по местам (2-е и неафишируемое условие получения приза).
Поднялись на первую гору. Довольно сильный встречно-боковой ветер, снег по виду совершенно зимний. А ведь знакопеременная температура с солнцем стояла довольно долго. И где только ратрак отковырял этот снег? Ну да ладно, главное - скольжение в порядке.
Спуск к Дамбуа. Кое-кто накатывает, но в целом лыжи едут достойно.
Поднимаемся еще. Лыжня мягковатая и разбивается быстро. Спуск к Кварстаду, середине дистанции. Достаточно быстрый, нужно точно наклоняться внутрь поворота. В какой-то момент меня чуть не выкидывает из лыжни боковым порывом ветра. Но сижу в стойке, отрабатываю равнину - в Кварстаде выигрываю у "рюмки" уже 6.30 - опять же, как потом выяснилось, по ходу гонки табличку со скоростью "рюмок" не успел рассмотреть.
Далее самый тяжелый подъем - на Мидфьеллет. Средний градиент его тоже чуть больше 4%, но подъем состоит из серии торчков, соединенных более пологими участками, этакая лестница. Становится тяжело. Заезжать не рискую - силы мне еще понадобятся - несколько кусков иду елкой, как, впрочем, и намазанные соседи. Особый садизм в том, что конца всего подъема не видно - только очередной гребень. Когда же они кончатся!
Ну наконец! Вершина, видно далеко вперед. Включаюсь по полной, это "моя территория". К Шюшену запас сократился до 4 минут, значит на вершине он был еще меньше. В Шюшене я, наконец, успеваю разглядеть, что у каких-то более молодых "рюмок" выигрываю порядка 3 минут. Это здорово приободряет - сил много, лыжи катят, сейчас равнина и спуски. Нет, столько проиграть невозможно! Закатываю, насколько позволяют соседи, шюшенские небольшие торчки.
И вот спуск с плато. Солнце греет уже давно, снег стал теплее. То ли порошок заработал лучше, то ли накатка, то ли снег здесь немного другой, но сейчас мои лыжи точно лучшие. Обгоняю и обгоняю, иногда с нереальной разницей в скорости. Никаких проблем с управляемостью, контролем лыж - все легко и с запасом, можно спокойно маневрировать. Как проезжаю самый опасный участок, сажусь очень низко и на выкате собираю еще по нескольку человек. Лыжи просто летят - soft track как он есть - это о лыжне и о модели лыж.
Километра за 4 -5 до финиша буквально втыкаюсь в сгусток медленно доезжающих из какой-то предыдущей группы. Лыжи, намазанные на стартовый минус, уже не держат, сил нет, в любой пригорок народ забредает елочкой. Лыжни 3, все заняты, лавирую, прыгаю в любую дырку на грани фола, обгоняю сбоку - лыжи позволяют всё. В какую-то предыдущую свою Бирку я был в обратной роли - так же просто доезжал, забив на результат. И был совершенно поражен, когда нас тогда молча прошил между лыжнями какой-то парнишка, стартовавший групп на 5 позже..
Наконец, вырываюсь на свободу, скоро догоняю другую группу, становлюсь за таким же активным товарищем, борющемся за каждую секунду. С ним проходим группу, выкатываемся на финиш, разыгрываем спурт.
Все. Переодеваюсь в сухое из рюкзака, спонсорское восстановительное питье, суп, что-то еще.. Но где же самое интересное - таблички с результатами "рюмок"? Почему-то не нашел, хотя были, как мне потом рассказали. План потусить на финише и посмотреть с пригорка на въезжающих на стадион лыжников провалился - этот пятачок загородили, да и ветер был неслабый. Пришлось ехать в Хокон-Холл и узнать, наконец, результат.. Время 3:47.06, запас до норматива 6.20, 203-е место в М50 из порядка 1000 стартовавших. По всем параметрам прохожу с запасом, давняя цель достигнута.
А в Осло весна, сухо, солнечно, +5, мотоциклисты открыли сезон, в королевском парке распустились первоцветы.. Только люди с лыжами, а то и в лыжных ботинках, напоминают, что снег где-то еще есть.. Хотя бы в Нордмарке, куда можно доехать на метро за полчаса от центра города.

PS Этот текст был написан по свежим впечатлениям в самолете, анализ с цифрами
здесь