вторник, 17 июня 2014 г.

Эволюция лыжных трасс

Еще один аспект истории лыжных гонок от Тура Гутоса.

Сегодня Петер Нуртуг и Марит Бьорген соревнуются на широких трассах, подготовленных ратраками, стоящими много миллионов крон. То, что раньше было просто лыжней, стало настоящей дорогой 10-12м в ширину. Это был долгий путь эволюции от накатанной лыжни, петляющей в лесу между деревьями.


Обычная норвежская лыжня в 1930-х прокладывалась в лесу диким образом. Лыжник должен был готов к преодолению труднопроходимого рельефа - пробираться через ельник, запрыгивать на бугорки, скатываться с крутых лесовозных троп и забираться вверх по ним.
В то время в Норвегии практиковалась только выборочная вырубка леса, хотя шведы и финны уже в 1920-х вырубали в лесу просеки для лыжных трасс.
В Норвегии и, особенно, в Нордмарке такая вырубка рассматривалась как вмешательство в природу, что считалось недопустимым даже ради национального спорта. Прокладка лыжни была настоящим искусством и занимала много времени. Нужно было пройти рядом несколько раз, чтобы уплотнить и зону толчков палками.
Завязки на шапочках для лыжников 1930-х были очень актуальны, так как шапочку можно было легко потерять, задев за ветку на большой скорости. <..> Большой удачей было не упасть ни разу за гонку.
В 1936г на Холменколленском марафоне один журналист стоял у одного из спусков и насчитал, что 70 из 72 участиков упали. Они наделали огромных ям, ломали лыжи и палки. Однако потом, отряхнувшись от снега, большинство продолжало путь.
Когда Ларс Бергендал выиграл полтинник в Холменколлене в 1940г, он упал 6 раз и это считалось нормальным. Каждый год на финиш на лицах некоторых лыжников была кровь после жестких падений. Пер Сэтермёрмоэн выиграл этот марафон в 1936г, улетев вниз с обрыва, но сумев взобраться обратно и продолжить путь.

Холменколленский марафон имеет интересную историю трассы. Она началась в 1902г и с 1913 до примерно 1950г маршрут состоял из одного 50км круга. Йонас Холмен много лет был начальником специальной команды 4-5 парней, которые накатывали трассу, точный маршрут которой держался в тайне до дня гонки.
Каждый год свежеобъявленный маршрут вызывал большой интерес и волнение. Народ толпился у карты и прикидывал как часто лыжня проходит мимо Кикута, где располагался пункт питания.
Никто не должен был получить преимущество от тренировки на трассе марафона. Поэтому трасса накатывалась за 4-5 дней до гонки. Если был снегопад, укатка продолжалась утром в день гонки, случалось, эту работу выполнял первый участник.

О заборах
Эксперт по преодолению заборов - представитель славной лыжной династии Мартин Лундемо


Знаменитый швед Нильс Карлссон на трассе Васалоппет в 1940-х г
Преодоление заборов было особым искусством в лыжных гонках. Спортсмены специально тренировали этот технический элемент, хорошее владение которым могло дать преимущество в гонке в несколько минут.
На трассе 30-ки в Брумундале в 1922г было 17 заборов. Приезжие гонщики посчитали это кознями местных лыжников, специально тренировавшими их преодоление. Нет, возражали те,  17 совсем не много, это лишь вопрос терпения. Все лыжники-гонщики должны уметь перепрыгивать заборы - в больших и малых соревнованиях.
На гонке патрулей, впереди Ула Стенен Ояер
Ула Стенен Ояер, олимпийский чемпион 1928г в гонке патрулей был экспертом в этом техническом элементе, он перепрыгивал заборы без потери скорости.
Один пример. Последняя часть 18км гонки проходила на виду Brynsjordet, где Ула работал. В нижней части трассы лыжня проходила мимо каменной стены, далее шел спуск и забор. Большинство участников тормозили и останавливались перед забором. Ула разогнался и, на глазах многочисленных зрителей, вспрыгнул на стену.
Хороший гонщик мог выиграть 10-20сек на каждом заборе, за гонку набиралось несколько минут.
В основном заборы встрачались на пути лыжников до 2-й Мировой войны. Но в Ярене гонщики прыгали через каменный забор еще в 1960-х.

На ОИ-1952 Эдвин Ландсем тестировал смазку перед марафоном. Мимо проезжал лыжник-турист.
- Готовишься к прогулке?
- Нет, бегу полтинник на Олимпиаде!
Тогда на олимпийской трассе не было никокой разметки. Могла быть просто лыжня в лесу и никаких зрителей рядом.
На ЧМ-1954 в Фалуне трассы уже были широкими. Шведы расчистили место для них в лесу, вырубили деревья за что норвежцы обвинили их в вандализме под прикрытием благой цели. Однако, вскоре и норвежцы потихоньку последовали примеру шведов.

На ЧМ-1966 в Осло для подготовки лыжни использовались машины, но сильный снегопад вынудил привлечь и солдат для накатывания трасс. В 1960-х появились снегоходы с резаками, которые легко выравнивали лыжню.

Снегоходы дали возможность проявить себя тяжелым лыжникам. Финн Юха Мието (1949гр) весил во время своей карьеры 97-107кг и не имел бы никаких шансов на рыхлых трассах 1950-х. В 1970-х его мощнейший, лошадиный толчок уже был эффективен.
Также Уле Эллесэтер, чемпион ОИ-1968 в марафоне, хорошо выступал на жесткой лыжне.
Машинная лыжня с 1970-х давала возможность применять полуконьковый ход. Коньковая революция 1985г была бы невозможна без нее.


Юха Мието на ЧМ-1982 в Осло

В 2003г я брал интервью с Юхой Мието. Спросил, что он думает о будущем классического стиля. Он сказал: "Мы не должны забывать классику, так как в случае новой зимней войны [сейчас это звучит несколько иначе, чем в 2003 :(] коньковый ход бесполезен".

Источник - Tor Gotaas для NRK