вторник, 25 марта 2014 г.

О Биркебейнерреннет 2014

Увы, гонка отменена. Отменена из-за ветра в горах, как и в 2007г. Различие только в том, что тогда гонка уже стартовала и ее остановили, когда лидеры поднялись в горы.
Как случилось в этот раз.
Всю неделю перед главной гонкой стояла типичная весенняя солнечная погода, с ночными заморозками и оттепелью днем, отлично прошли все сопутствующие старты, включая пятничный открытый старт. Но прогноз на yr.no упорно обещал снегопад в ночь на субботу и ветер.
В четверг появились 1-е признаки тревоги - заметка на langrenn.com: погода ожидается суровая, но об отмене гонки речи нет
- Когда Бирке была отменена в 2007г скорость порывов ветра достигала 40-50м/с на Raudfjellet [2-я "гора" на маршруте]. Ничего подобного сейчас не ожидается, подчеркивала Sølvi Amundsen Aas, председатель оргкомитета гонки.
Тем не менее, гонка обещает быть весьма бодрой. В прогнозе настораживают 3 момента
1. Вечером в пятницу и ночью выпадет до 8-10 см снега [по факту на глаз - меньше].
2. Теплая погода сменится похолоданием до -4-6 градусов мороза в горах.
3. Ветер 10-13м/с норд-вест, т.е. встречно-боковой.
Организаторы предпринимали дополнительные меры по обеспечению гонки:
- были наняты дополнительные автобусы для транспортировки сошедших лыжников
- организованы 25 постов медицинской помощи
- все снегоходы снабжены GPS-навигаторами
Сёлви также сообщила, что прогноз сверяется каждые полчаса и судейское жюри должно собраться во 2-й половине дня [четверга].
Возможна ли отмена гонки?
- Нет, нет никакой опасности для Бирке-2014. Но мы и участники должны предпринять дополнительные меры. Мороз, сильный норд-вест предполагают ветрозащитную одежду на лыжнике, хорошо также иметь запас сухого белья и ветровку в рюкзаке [вообще-то стандартные требования к его содержимому]
Langrenn.com дает еще ряд советов, основанных на своем опыте - более теплые, чем обычно, перчатки и шапочка, желательно шерстяные (синтетика не греет, когда намокает от пота), дополнительное термобелье с виндстоппером спереди, ветрозащитный жилет.
Таким образом, разговор шел об обычной зимней погоде с ветерком.

От автора. Приехал вечером в пятницу в Рену, остановился в одной из лучших местных "матрасных" ночлежек, а именно в больнице. Пошел небольшой снежок, ветер не ощущался. Фирмачи-смазчики на барахолке мучились с рецептами на завтра. Изначально клистерные, к ночи они сменились вариантами на твердых мазях. В частности, Swix вместо универсального клистера с закрытием VR50 стал предлагать вплоть до 16-й группы вариант без всякого клистера, последний ваиант был V40+VR50+VR62. Роде тоже рекомендовала твердые мази и только Старт до последнего упорно держался чисто клистерного варианта. Поговорив со встреченным соотечественником из Мурманска, решил отложить смазку колодки на утро. Было совершенно непонятно, что ждать на трассе, сколько выпадет снега и когда, перемешает новый снег со старым ратрак или нет. Основной вариант был Start Racing Special +2-3 с закрытием Rex Hydrex (забегая вперед, этот вариант нормально отработал днем). Парафин и жидкий грунт положил еще в Москве.
Утром все шло по графику, однако на выходе дежурная остановила с известием об откладывании старта на 1 час. Не прошло и полчаса, как в нашу "комнату" пришел кто-то из местных молодых гонцов и выдал довольно взволнованную речь. Включили телевизор - гонка отменена.. Что же случилось?

Ночью в оргкомитет стали поступать собщения от водителей ратраков о том, что наверху (Raudfjellet) дует так, что из кабины не выйти ссылка.
Фото, сделанное водителем ратрака
Официальное объяснение причин отмены
Каждые 45мин водитель ратрака сообщал о погодных условиях на трассе до 6 утра
- Дуло так сильно, что водитель не рисковал покинуть кабину. Трудно было устоять на ногах в метели.
- Лыжню сразу же заносило снегом
- В горы был выслана разведка на снегоходах, которая сообщила о неприемлемых для гонки условиях
- Постоянно поддерживалась связь с Метеорологическим институтом.
- В 5.00 состоялось собрание в составе главного судьи, начальника службы трассы, начальника медслужбы и другими специалистами.
- В 6.00 гонка была отложена на час. Ветер не унимался.
- В 7.15 состоялась встреча судей и было принято решение об отмене гонки.
- В 8.00 скорость ветра достигала 15м/с при -6 градусах ниже 0. Это означало эффективную температуру -26 мороза.
- Вертолет над Raufjell зафиксировал ветер 20м/с.
В итоге было принято единогласное решение об отмене гонки. Синоптики не обещали затихания ветра. Жизнь и здоровье участников не должны подвергаться опасности. Организаторы понимали, что возможна волна критики в случае улучшения погоды, но решили как решили.

Однако так и произошло, ветер вскоре стал тише и многие сотни, если не тысячи, участников стартовали самостоятельно на свой страх и риск, не рассчитывая на пункты питания, смазочный сервис и т.п. 2-я ночевка у меня была запланирована в Лиллехаммере, поэтому со всеми вещами на себе я не мог последовать их примеру, пришлось ехать на автобусе в Лиллехаммер, непросто добираться до лыжного стадиона и стартовать уже в обратную сторону. Не сразу понял, что встречный людской ручеек идет аж со старта, думал - местные катальцы. Однако наверху, в Шюшене, это стало очевидно - встречный поток явно преобладал. Люди разных стартовых групп, разной степени подготовки шли таки свою Бирку. Кто с полной отдачей, кто не спеша. Я доехал до середины (Кварстад) и вернулся на финиш. 4 часа пролетели незаметно, выдался отличный денек, ветер был слабый, палки не сдувал. Все здорово, в кайф, но ехал я не за этим.. Очень, очень жаль.. Главный старт сезона не состоялся.
На трассе Бирке 15.03.2014, фото автора


О критике организаторов.

Андерс и Йорген Окланды:
Ряд гонщиков из ведущих команд, таких как  Team Centric и Team LeasePlan Go, решили проехать всю трассу гонки. Элита должна была стартовать примерно в 8 утра в субботу и именно в это время эти спортсмены и отправились в путь.
- Все было отлично. В горах была небольшая поземка, но не сильнее, чем на обычной тренировке в Бейто, рассказывал Андерс Окланд на финише.
- Нельзя отменять гонку для 17000 участников из-за 3000 худших, подчеркивает Йорген. Он говорит, что с товарищами по команде проехал трассу примерно в то же время, когда должна была состояться гонка.
- Когда Бирке отменяли в предыдущий раз (2007), погода была гораздо хуже. Была нулевая видимость, снег и ветер били в лицо. Сегодня был небольшой ветер и поземка. Какой смысл в рюкзаке и дополнительной теплой одежде, если ее не использовать? Тогда нет никакой разницы с балластом типа гравия и т.п.
Сегодняшние условия были посильны только самым крепким и тренированным?
- Нет, не было холодно на всем маршруте. В горах мы встретили многих, кто ехал в свое удовольствие, продолжает Йорген.
Может быть, надо было отправить в гонку элитные группы и отменить ее для остальных?
- Стартовать должны все группы. Эта гонка значит многое для очень многих. Решение об отмене Бирке - просто трагедия.
С каким временем финишировали?
- Симен (Ёстенсен) сделал ускорение и мы пошли с соревновательной скоростью. На финише Симен выиграл спуртом со временем 2:55.
Таким образом, постоянный фаворит Бирке, наконец, выиграл "Бирке 2014".
И, кто бы сомневался, Йорген шел на руках без мази держания.


В подобном духе высказывались многие участники - от элиты до новичков. Понятно, что задним умом все крепки.. Очевидно, что реальная погода была абсолютно приемлема. Но как организаторам избежать таких сложных решений в будущем? Вот довольно конструктивные мысли одного из участников, которые он изложил в открытом письме организаторам
Решение об отмене Бирке 2014 вызвало волну вполне объяснимой критики. Среди критиков и братья Окланды, и Эрлинг Йевне, которые прошли маршрут гонки - в отличных погодных условиях, возможно одних из лучших в истории - солнце, небольшой ветер, подходящие условия для твердых мазей.
Сам я доехал почти до Dølfjellet [гора №1] примерно в 9.30, условия были фантастические.
"Если не проводить гонку таких условиях, как сегодня, то когде ее вообще проводить?" - говорил Йевне корреспонденту langrenn.com.
Как можно было отменять гонку в таких условиях?
Судя по показанным организаторами фото и видео, условия на Raudfjellet в 5-6 часов были действительно тяжелые. И решение отложить гонку на час было абсолютно правильным. Но почему уже в 7.15 гонка была отменена? Разве нельзя было проявить еще немного выдержки и отложить старт еще на час?
Когда 17000 лыжников стоят и ждут старта, быть может стоит посмотреть на них, прогноз погоды может смягчиться довольно быстро.
Стоит заметить, что в 7.00-7.30 уже были сообщения о затихании ветра в районе Шюшена [т.е. откуда он дул].
Похоже, организаторами овладела паника, когда погода не улучшилась в течение часа.
Возможно, от дальнейшего откладывания старта отказались из-за опасения того, что участники не успеют финишировать до темноты. Но эта проблема легко решается корректировкой контрольного времени прохождения дистанции.Закрытие финиша в 19.00 означает, что последние стартовавшие имеют 6.35 для прохождения дистанции.
У меня нет полных результатов за последние 2 года, но в 2011г, когда большинство показало результаты примерно на 15мин хуже обычного из-за медленной лыжни, на финиш не успели только 1100 участников. Для гонки 2014 это соответствует 1200 участников, около 2-х стартовых групп. Половина из них получила дополнительный запас 5 мин [стартовое время?], так что рисковали быть снятыми 1000-1100 человек, а с учетом более быстрой лыжни в этом году - 700-800.
Жаль их, но это была бы небольшая цена за то, что другие 16000 закончат гонку.

"Самое важное - жизнь и здоровье" - говорила Sølvi Amundsen Aas в субботу, объясняя причины отмены. Утверждение, с которым трудно не согласиться.
Вместе с тем, многое указывает, что в нынешней Birkebeinerrennet участвуют слишком много неопытных и нетренированных лыжников. В этом году из 17168 участников были аж 5760 (или 33%) новичков.
3584 из них, целых 20% от общего числа участников бали посеяны в 21-й стартовой группе или еще дальше, что соответствует времени прохождения дистанции более 6:20 в 2013г.
Поэтому есть основания считать, что очень многие из них не знакомы с трассой и относительно плохо экипированы для более чем 50км перехода через горы, кроме того, самые медленные и проводят больше времени в горах.
Даже эвакуация только 5% участников, 850 человек, из района Raudfjellet [где дуло сильнее всего, местность дикая, без дорог] на снегоходах или вездеходах в непогоду представляла собой огромные трудности для организаторов, которые не могли пойти на такой риск.

Пришло время установить более жесткие требования для участников. Они должны сами отвечать за свою безопасность и, возможно, документировать свою форму и готовность.
Лыжные гонки - вид спорта на открытом воздухе. На Бирке, которая проходит, как известно, через горы и участникам нужно быть готовым к плохой погоде и трудным условиям, когда накатывает усталость от холода, ветра в лицо, поземки, заметающей лыжню. Это заявлено в информации о гонке и проверено многими из нас неоднократно.
В этом году едва ли найдется участник, не прислушивавшийся к предупреждениям о снегопаде и сильном ветре.
Правила гонки совершенно ясно определяют требования к содержимому обязательного рюкзака - ветровка, дополнительное термобелье, варежки и т.п., но какой смысл в этих требованиях, если гонка отменяется и использовать всё это все равно невозможно?
Из 77 гонок с 1932г было отменено 2, обе за последние 7 лет. Намечается нехорошая тенденция и многие могут задать себе вопрос, не хватит ли с меня, и выбрать другую гонку.
Бирке имеет очень высокий статус среди норвежских лыжников-любителей, можно сказать "неофициальный чемпионат Норвегии в массовых марафонах". Для очень многих эта гонка - главная цель сезона, ради которой планируются месяцы тренировок и гонок. В противоположность мнению сегодняшней Næringsliv финансовые затраты в 3 миллиона крон и 20 пар лыж не являются ограничивающим фактором для самых обычныя людей, для которых лыжные гонки являются хобби.
Очень многие гонщики отлично тренированы и подготовлены к тому, что ждет их на пути через горы, они провели не одну тренировку в горах в плохую погоду и знают, как одеваться и приспосабливаться.
В участие в Бирке инвестирутся тысячи крон, последняя неделя отводится к тщательной подготовке лыж и смазки, питанию, кто-то берет отпуск, спит на матрасе на полу в ночь перед гонкой, встает в 4-5часов утра, чтобы заправиться овсянкой и выполнить последние приготовления перед стартовым выстрелом.
Когда 2-й раз за 7 лет сталкиваешься с отменой, разочарование велико, особенно когда видишь, что условия для проведения гонки - одни из лучших за всю историю Бирке.

Организация Биркебейнерреннет становится очень профессиональной и обычно все идет как надо. Она сильно отличается в лучшую сторону по сравнению с началом 90-х, когда организаторы после 50-ти с чем-то гонок никак не могли рассчитать, сколько еды и напитков нужно подвозить к пунктам питания. Я хорошо помню, как в 1991г, преодолев 45км, добрался до Skramstadsetra [очевидно, в тот год гонка стартовала в Лиллехаммере, был период чередования направлений гонки] и всё, что осталось на пункте питания, было холодная вода, пустые коробки из-под изюма и несколько булочек. Наградой на финише был холодный душ. Эти времена, к счастью, миновали!

С тех пор число участников утроилось и в последние годы главной целью организаторов, очевидно, стало увеличение именно этого показателя и, таким образом, получения максимально возможной суммы взносов. Гениальным решением этого года был перенос опыта вело-Бирке [имеется в виду открытие регистрации почти за год до гонки], чтобы 20 миллионов крон оставались на балансе 11 месяцев. Возможно, для получения процентов по вкладу..
Но есть опасность, что в стремлении привлечь максимум неопытных лыжников и заработать максимум денег организаторы оттолкнут своих преданных постоянных участников. Может будет и к лучшему, если разочарованные участники найдут себе взамен другие гонки..
Не поймите меня неправильно, я считаю, что это очень здорово, что популярность массовых марафонов растет, и что на них должно быть и место для тех, кто затрачивает на гонку в 3 раза больше времени, чем Окланды. Но требования к участникам нужно сделать строже, они должны понимать, что заботиться о себе они обязаны сами.
Субботняя отмена показала обратное - организаторы посчитали, что значительная часть участников не готова к трудным условиям и решили защитить их сами.
Свое влияние оказало также популярное движение за отмену рюкзаков. Если организаторы гарантируют безопасность при переходе через горы, то, если хочешь, можно стартовать в гоночном костюме, с песком в рюкзаке и 20км объемом тренировок. В таком случае организаторам ничего не остается в случае плохой погоды, как отменить гонку...
Но большее количество участников находится в хорошей форме и для них не составляет проблемы дойти до финиша.

Есть ряд возможностей убедиться, что участники достаточно подготовлены для перехода через горы. Например
- Ужесточение контрольных промежуточных результатов. Например, 1.30ч в Skramstad после последнего стартовавшего. Это отсечет слишком медленных, кто не идет в ветеранских группах.
- Требование предварительного посева. Например, для допуска к старту участник должен пробежать посевную гонку с результатом, соответствующим 6.30 и лучше по статистике Бирке последних лет.
- Жесткий и массовый контроль содержимого рюкзаков, с недопуском до старта или дисквалификацией, если требуемых вещей в рюкзаке нет.
- Наблюдение/контроль за остановившимися на трассе участниками, опрос их состояния и принятие решения о снятии с гонки в индивидуальном порядке. Это делаетя на ультрамарафонах.
Это только часть мер, которые должны подействовать. Важнее всего повысить регулярность [Бирке], до последней отмены эта проблема не очень беспокоила народ.

Нет никакого "неотъемлемого права" участвовать в Бирке и организаторам нужно как можно скорее скорректировать правила для гонки следующего года - до открытия регистрации 23 апреля.

Автор письма - Arne Nåtedal, эта гонка должна была быть для него 13-й..